Статьи

120-летняя история фабрики «Лиггетт-Дукат»

Табачные предприятия России, созданные до революции и процветающие в наши дни, можно пересчитать по пальцам. Две мировые войны, три революции, перестройка, первые годы возвращения в страну капитализма – все это сохраняло ничтожные шансы на выживание даже самых лучших фабрик России XIX века. Среди немногих обладателей такой счастливой судьбы – московская фабрика «Лиггетт-Дукат», отмечавшая в июне 2011 года свой 120-летний юбилей.

Табачную фабрику «Дукат» основал летом 1891 года караим Илья Давидович Пигит. Он был родом из Керчи, происходил из небогатой семьи. Название же новой фабрики было образовано из сочетания двух караимских фамилий: Дуван и Катык. О самих этих людях информации почти не сохранилось. Известно, что Абрам Катык имел табачную торговую фирму в Москве и сравнительно большое производство папиросных гильз на Таганке. О караиме по фамилии Дуван никаких данных найти не удалось. Возможно, и Катык, и Дуван были партнерами Ильи Пигита в его первых проектах, пока он постигал азы фабричной обработки табака у другого караима Самуила Габая на его фабрике (будущей «Яве»). Поступив в 1867 году рабочим на фабрику Габая, Пигит со временем стал одним из ее директоров, а в 1891 году основал свою. 

Первоначально табачная фабрика «Дукат» находилась на Петровке, затем перебралась в собственное здание в Чухонском переулке (с 1964 года – улица Гашека). Пигит начал с высокого старта, благодаря значительному начальному капиталу и организационному опыту миновав стадию мастерской с десятком работников. Уже на второй год деятельности фабрика имела 400 рабочих. Пигит организовал массовый выпуск дешевых сортов табака, махорки и папирос ручного производства, рассчитанных на широкие слои покупателей. Умело поставленная реклама – и роскошные плакаты, печатавшиеся в лучших типографиях, и скромные, но иногда более занятные листовки, расходившиеся многотысячными тиражами, – поддерживала продажи на высоком уровне. Фабрика «Дукат» имела несколько фирменных магазинов под таким же названием. В одном из них, на Кузнецком мосту, торговал старший брат Ильи, Садук, в магазине на Пресне – жена. Кстати, именно она, Беруха Пигит, была оформлена основным вкладчиком фабрики, что может говорить о существенном вкладе в дело и караимского капитала со стороны ее семьи.


Первой продукцией были дешевые картузные табаки под маркой фабрики. Качество было высоким с самого начала. За успешное участие продукции «Дуката» во Всемирной выставке в Париже в 1900 году И.Д. Пигит был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте с надписью «За усердие». Из отчетов фабрики видно, что за 1912 год прибыль составила 9% от стоимости основного капитала, за 1913 год – 10%, за 1914 – 12%.

В 1916 году Илья Давидович скоропостижно скончался, оставив завещание, по которому половину наследства получили его родственники и старейшие сотрудники фабрики. Вторая половина предназначалась на создание в Москве училища имени И.Д. Пигита по подготовке специалистов для табачной промышленности. Всего право на получение наследства имел 141 человек. Самую большую долю – 17 600 рублей – получил директор фабрики караим Б.И. Катлама. Самая маленькая сумма наследства составляла 30 рублей, что сравнимо было с недельным заработком рабочего. Редкий капиталист до или после Пигита оставлял наследство примерно каждому десятому из своих рабочих. Будучи строгим хозяином, он ценил трудолюбие и лояльность, и умел быть благодарным не только соратникам в руководстве предприятия, но и простым рабочим. 

Первая мировая война несла хорошие прибыли и развитие табачного дела, но она же принесла и смену власти в России. Летом 1918 года фабрика была национализирована и передана Высшему Совету Народного Хозяйства, где подчинялась Главному управлению государственной табачной и махорочной промышленности «Главтабак». Трудностей после революции и Гражданской войны было очень много, нарушились связи с поставщиками табака, возникли перебои с бумагой, но фабрика справлялась.

В годы нэпа фабрика медленно, но неуклонно возрождала нормальную деятельность. С 1920 по 1931 год фабрика подчинялась Московскому Совнархозу и входила в Государственный трест по переработке сельскохозяйственных продуктов «Моссельпром» под названием Государственная табачная фабрика №1 «Дукат». Тридцатые годы XX века ознаменовались для фабрики выпуском новой продукции – сигарет без фильтра, овальных и круглых. Это были сигареты второго класса «Друг». В годы первых пятилеток на заводе многие процессы были механизированы, заменено устаревшее оборудование, много внимания уделили вентиляции и удалению табачной пыли.

Когда началась Великая Отечественная война, многие рабочие фабрики ушли на фронт, остававшиеся в тылу самоотверженно трудились. В эти тяжелые годы фабрика продолжала снабжать своей продукцией Вооруженные силы СССР и предприятия тыла, даже когда враг был в нескольких километрах от Москвы.

После Победы фабрика вернулась к обычному режиму работы, закупалось оборудование, открылся новый цех. Хотя выпуска отечественных папиросных машин всегда не хватало, столичные предприятия снабжались в приоритетном порядке. В конце 1950-х фабрика стала выпускать сигареты с фильтром (бумажным) четвертого и пятого классов – «Дукат», «Пегас», «Новость» и другие.

Отдельную страницу в биографии фабрики занимает знаменитая история с заказом в 60-х годах особых сигарет «Новость» с фильтром лично для «дорогого Леонида Ильича». Фабрике был предоставлен полный карт-бланш в выборе и закупке табаков для выполнения спецзаказа. Были отобраны самые дорогие и по отдельности самые лучшие сорта, приготовлена мешка, но дегустаторы, признали ее негодной, а когда часть рецепта поменяли на более простые и дешевые сорта, получилось то, что надо. Брежнев был очень доволен. Понятно, что «спецсигареты» для генсека стремились достать все курящие члены партийной и советской номенклатуры, но сколько таких сигарет было изготовлено в спеццехе «Дуката», так и осталось государственной тайной.

В 1990 году по инициативе Правительства города Москвы на базе фабрики «Дукат» было создано совместное предприятие с участием иностранных партнеров. Партнером была корпорация Brooke Group, родственная американской Liggett Group Inc., ведущей свою историю от легендарной компании Liggett & Myers. В 1993 году совместное предприятие, получившее название «Лиггетт-Дукат», было реорганизовано в акционерное общество закрытого типа с иностранными инвестициями, а в 1996 году, в соответствии с законодательством, – в закрытое акционерное общество.

Все 1990-е годы компания «Лиггетт-Дукат» занимала одно из лидирующих мест в российском табачном производстве. Ассортимент выпускаемой продукции включал папиросы «Беломорканал», «Казбек» и «Новые» (15–17 процентов объема выпуска), сигареты без фильтра «Прима», «Дымок» и «Астра» (53–55 процентов всего выпуска) и сигареты с фильтром «Космос», «Столичные», «Тройка», «Пегас», «Камея», «Новость» и «Друг» (оставшиеся 30 процентов). Продажи постоянно росли, наиболее интенсивно – с 1996 года. Тогда фабрика произвела и продала на российском рынке почти 11 млрд штук сигарет, а в 1998 году – уже 21,5 млрд.

Новый современный комплекс зданий табачной фабрики «Лиггетт-Дукат» был введен в эксплуатацию в 1999 году: 15 июня компания провела официальное открытие на Каширском шоссе. Общая сумма затрат на строительство, переезд и закупку оборудования составила 85 млн долларов. Для нового комплекса компания приобрела 14 новых высокопроизводительных линий. Весь производственный процесс, включая контроль качества, теперь был настроен на автоматический режим. Производственная мощность новой фабрики была рассчитана на 30 млрд штук изделий в год. По случаю пуска нового производства были разработаны и выпущены на рынок новые марки сигарет с фильтром.

Особое внимание на новой фабрике было уделено экологическим вопросам, в частности, очистным и шумопоглощающим системам. На новой площадке были установлены современное высокоэффективное оборудование по очистке промышленных выбросов от пыли и уникальные аппараты-деодорайзеры для очистки воздуха от летучих органических веществ. Все технологическое и вентиляционное оборудование оснащено шумозащитой, а обработка отходов полностью приведена в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормами. Система шумопоглощения особенно впечатляла по сравнению со старой фабрикой в центре города, где шум и вибрация ощущались даже в кабинетах руководства. Представители компании, открывая новую фабрику, подчеркивали, что российские требования к охране окружающей среды во многом жестче западных. В очистные системы, которые проектировала крупнейшая британская компания, специализирующаяся на подобных проектах, «Лиггетт-Дукат» вложила 6 млн долларов.

Ровно через год после открытия новой площадки, 15 июня 2000 года «Лиггетт-Дукат» официально объявил о сделке с Gallaher Group, выкупившей фабрику у Liggett Group. Стоимость почти 100 процентов акций фабрики англичане оценили в 390,5 млн долларов, а также обязались погасить долги фабрики по банковским кредитам на общую сумму 56,4 млн долларов. На приобретение фабрики претендовали и другие международные табачные компании (Philip Morris, JT International, Imperial Tobacco), но предложение Gallaher оказалось щедрее. Дальнейшее развитие событий показало, что покупка стоила своих денег, а упорство английской компании в достижении цели было правильной стратегией.

Кроме упоминавшихся марок, выпущенных к открытию нового производственного комплекса (в частности, «LD»), в преддверии сделки и вскоре после нее на рынке появились следующие сигаретные разработки дукатовской креативной команды: «La Femme», «Elements», «City», «Saint George», «Maxima Gold», «Avenue», «Romanoff», «Tree Kings», «ST Dupont», «Арбат», «Московские», «Давай закурим». Большинство марок имело от двух до четырех версий. Часть из них впоследствии была снята с производства, часть стала настоящими хитами на российском рынке («Saint George», «Тройка»), а «LD» вошла в восьмерку глобальных флагманских брендов компании JTI после поглощения ею бизнеса Gallaher Group в 2007 году. Часть разработок, видимо, просто опередила свое время – например, первая российская марка сигарет для женщин «La Femme», представленная на рынок в конце 2000 года. Тогда весь сегмент тонких сигарет занимал менее 1 процента, и на рынке господствовали три бренда («Vogue», «R1» и «Virginia Slims»), позиционированные как премиальные. Несмотря на рекламный бюджет в 500 000 долларов на запуск новинки, демократичный «слим-формат» не нашел сбыта и вскоре был снят с производства.

В период 2000–2005 годов компания «Лиггетт-Дукат» реализовала программу модернизации производства на общую сумму в 60 млн долларов. Новое оборудование позволило компании увеличить производственную мощность фабрики до 75 млрд штук сигарет в год. В рамках программы технического перевооружения производства было установлено также дополнительное экологическое оборудование (8 фильтров сухой очистки, 3 деодорайзера – системы влажной очистки – и 3 биофильтра). В 2005 году на рынок вышел следующий хит продаж компании – марки сверхтонких сигарет «Glamour». Как и «LD», этот бренд был включен в число восьми глобальных флагманских марок JTI после 2007 года.

Сегодня «Лиггетт-Дукат» остается второй после «Петро» крупнейшей фабрикой JTI в России и в мире. Фабрика входит в ТОП100 наиболее эколого-ориентированных предприятий России, что не просто почетно, но и весьма важно для промышленного объекта, размещенного на территории города. «Лиггетт-Дукат» с особым вниманием относится к интересам живущих в Южном округе москвичей, участвует в благоустройстве дворов и социально-значимых объектов округа, а также реализует здесь программу поддержки пожилых людей и ветеранов. Продукция фабрики, на которой трудится около 1000 человек, реализуется на российском рынке, а также экспортируется в 11 стран СНГ и Европы. «Лиггетт-Дукат» является крупным налогоплательщиком города и страны. Общая сумма налоговых отчислений фабрики в бюджеты всех уровней только за 2010 год превысила 20 млрд рублей.

Поздравляя фабрику «Лиггетт-Дукат» с юбилеем, редакция «Табачного Магазина» желает ей дальнейшего процветания, а всем сотрудникам – здоровья, успехов в работе и хорошего настроения.